Карта туриста Крыма
Карта туриста Крыма

Развитие туризма называет своим приоритетом едва ли не каждый российский регион, но мало кто может похвастаться реальными успехами в этом деле. Между тем специалисты в сфере развития территорий полагают, что регионам нужно научиться вкладывать и зарабатывать на туризме деньги, используя современные инструменты бизнеса. Одним из таких инструментов, по моему мнению, является туристическая карточка.

Туристическая карточка (city card, туристический абонемент, карта туриста, карта гостя) — это смарт-карта, которая, как правило, имеет 3 ключевые составляющие:

- музейная (учреждения сферы культуры);
- транспортная (общественный транспорт, такси и т.д);
- скидочная (подразумевающая ряд бонусов на предприятиях туристической и развлекательной инфраструктуры).

Содержание статьи:

  1. Определение количества муниципальных образований (территорий), участвующих в проекте.
  2. Привлечение организаций, предприятий различных форм собственности, готовых предоставить различного вида «бонусы».
  3. Определение типа карт, срока их действия, ранжирования по классам.
  4. Создание единого сайта туристической карты Республики Крым.
  5. Пути реализации и возможные риски.
  6. Риски реализации данного проекта.

 

Проект «карта туриста» должен стать одним из ведущих элементов построения позитивного образа нашей республики, благоприятного для туризма. По международной практике карты гостя дают возможность их держателям сделать посещение региона более удобным и экономичным, что в свою очередь позитивно сказывается на динамике роста числа отдыхающих.

Целью реализация данного проекта является не только привлечение новых туристов, но и создание категории так называемых «постоянных», а также развитие «событийного» туризма, с помощью механизмов на которых я остановлюсь позже.

На сегодняшний день, по данным АТОР (ассоциация туристических операторов России),оживление спроса на выездных направлениях привело к оттоку посетителей с российских курортов (в том числе Крыма), что связано с возобновленной возможностью посещать такие страны как Турция, Египет идр. В сложившихся условиях, тем более необходимо принимать меры способствующие развитию привлекательности нашего курорта. Внедрять современные методики развития туристско-рекреационного комплекса республики, повышать уровень его конкурентоспособности.
Итак, остановимся подробнее на этапах реализации.

1. Определение количества муниципальных образований (территорий), участвующих в проекте.
На первом этапе необходимо выбрать населенные пункты Республики Крым имеющие наибольшую популярность для посещения, известные памятники культурного наследия, обширный гостиничный/санаторно-курортный комплекс, развитую инфраструктуру развлечений.
Исходя из мирового опыта границы районов, где использование абонемента разрешено, тоже весьма разнообразны. В столицах вроде Рима или Парижа есть разделение на зоны, и находятся они в центральных частях этих городов. А, скажем, в Германии, при посещении Гамбурга, можно использовать карту на территории всей одноименной федеральной земли.
В дальнейшем при развитии проекта, становления его популярности, действие «туристической карты» может быть расширено за счет увеличения пула организаций, участвующих в проекте.

2. Привлечение организаций, предприятий различных форм собственности, готовых предоставить различного вида «бонусы».
Для достижения высокого уровня продаж «туристической карты» и как следствие положительного финансового результата от реализации проекта, его самоокупаемости и пополнения муниципальных и республиканского бюджетов, целесообразно привлечь как можно больше субъектов хозяйствования различных отраслей.
В первую очередь определяются предприятия учреждений сферы культуры, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Это различные музей, театры, памятники культурного наследия, туристические маршруты, экскурсии по которым предоставляются на платной основе подведомственными муниципалитетам предприятиями. Далее предприятиями разрабатываются «программы лояльности» для держателей карты, это может быть процентная скидка на посещение учреждения, либо более широкий спектр оказываемых услуг.
Но как привлечь к участию в «программах лояльности» предприятия частных форм собственности (кафе и рестораны, такси, клубные заведения, магазины и т.д.), ответ прост - реклама. Разработка единого стилизованного бренда/слогана/логотипа, регистрация прав на него. И законодательно, на республиканском уровне, закрепленное право использования на безоплатной основе бренда «City CardCrimea» на фронтонах зданий в виде рекламных конструкций, в виде наклеек на автотранспорте, принадлежащем перевозчикам различных форм собственности, при изготовлении флаеров /рекламных листовок и т.д.
Также возможно создание бизнес-ассоциации, включающей в себя предприятия, предоставляющие скидку, используя электронные терминалы оплаты на кассовом оборудовании. Карта гостя позволит таким предприятиям заменить свою карту скидок. А единый логотип карты позволит создать рекламный конгломерат организаций.

3. Определение типа карт, срока их действия, ранжирования по классам.
Самым простым видом «карты гостя» является транспортная: она позволяет на протяжении указанного периода времени бесплатно пользоваться тем или иным видом транспорта. Что касается наиболее популярного варианта – то это абонемент на бесплатное посещение указанного перечня музеев, культурно-исторических или мемориальных мест.

Возможно применять карту в качестве скидочной. Как правило, чрезвычайно популярными такие карты-абонементы становятся во время крупных форумов, спортивных чемпионатов, фестивалей и т.п.

Чаще всего карту гостя можно использовать на разное количество людей. Но одного, двух, или взрослых и детей. 
Туристические карты можно разделить по срокам действия, например: 10 дней; 20 дней; 3 месяца; постоянная. Однако для такой разбивки необходимо проведение временного исследования пребывание гостей на территории республики, опроса фокус-групп.

Также «карту гостя» можно разбить по классам, например: Classic, Standard, VIP. Ранжирование по классам позволит продумать дополнительную систему привлечения гостей, допустим при многократном посещении нашего региона класс карты будет повышаться, однако для реализации данного направления необходимо наладить систему получения информации о нахождении туриста в Крыму. Также имеет смысл разработка различных акций: «Каждому 1000-му гостю единая карта класса Standard в подарок» и т.п.

Ранжирование по классам будет способствовать дополнительному привлечению денежных средств. Однако не следует забывать о том, что на первичном этапе внедрения проекта рациональным решением будет выдача определенного количества карт бесплатно, в том числе с помощью предприятий, участвующих в проекте, что послужит дополнительной рекламой, как сферы их деятельности, так и проекта в целом.

4. Создание единого сайта туристической карты Республики Крым.
Туристическую карту необходимо разместить в информационно-коммуникационном пространстве (интерактивная карта).Во-первых это способствует распространению проекта, размещению рекламы и брендов пула предприятий на сайте, информирования граждан России и иностранных гостей Крыма о программах лояльности, акциях и т.д.

Моя идея состоит в том, чтобы при приобретении/получении «карты гостя» держателю предлагалось заполнить анкету с указанием личного электронного ящика. В дальнейшем муниципальные образования, либо предприятия, учреждения, при проведении различного вида мероприятий – это могут быть фестивали, спортивные мероприятия, особые акции, проведение концертов и т.д. будут вносить информацию о времени, дате и месте проведения мероприятия на общий сайт.

А простейший сервис рассылки об указанных мероприятиях позволит держателю карты (даже прекратившей действие по сроку) получать информацию о значимых событиях на территории Крыма, что в свою очередь способствует развитию событийного туризма, о чем говорилось выше. При успешном сценарии развития проекта возможно создание мобильного приложения, для различных ОС, с полной информацией о путях проезда к достопримечательностям Крыма, отзывах гостей и т.п.

5. Пути реализации и возможные риски.
На первичном этапе значительный пласт работы должны взять на себя администрации муниципальных образований, а также профильные министерства (министерство курортов и туризма, министерство транспорта, министерство экономического развития). В работу необходимо включить туристско-информационные центры республики. Разработка единой программы по реализации, принятие нормативно-правовых актов республиканского и муниципального уровней. Привлечение предприятий и учреждений, готовых принять участие в программе, наличие определенного финансового ресурса. Однако данный проект, по моему мнению, должен являться одним из приоритетных в рамках развития туристической привлекательности нашего региона. 


6. Риски реализации данного проекта:
- недостаточно развитая система электронной оплаты в учреждениях сферы культуры, предприятиях оказывающих услуги маршрутного такси и других транспортных услуг, что помешает разработке карты с чипом либо магнитной лентой, а также отслеживанию наиболее популярных услуг.
- повышение цен в гостиницах и отелях региона;
- введение в 2017 году курортного сбора на территории Крыма;
- недостаточно развитая городская инфраструктура.
Для полной оценки рисков, возможностей и угроз проекта «карта гостя» необходимо проведения SWOT-анализа, различных опросов и финансовой аналитики.
Со своей стороны готов оказывать содействие по реализации отдельных направлений и внедрения проекта в целом.